Изображения: Выкл Вкл Шрифт: A A A Цвет: A A A A Обычная версия
Вернуться к обычному виду

История мировой юстиции

 Историческая справка 

            Вплоть до XVIII в. в России не существовало специальных судебных учреждений. Полномочиями по осуществлению правосудия обладали главы административно-территориальных образований. Естественно, что подобная ситуация приводила к различного рода злоупотреблениям, и уже в конце XVII - начале XVIII в. стала очевидной необходимость коренного изменения системы судебных органов в России. Первым подобную попытку предпринял Петр I. 

       Следующим шагом в развитии судебной системы были реформы Екатерины II. В 1775 г. обнародована 1-я часть "Учреждений управления Российской Империей", где провозглашалось создание независимой ветви судебной власти, основанной на началах коллегиальности. 

           Созданная Екатериной II судебная система просуществовала почти 100 лет, претерпевая различные изменения. 

            Ко второй половине XIX в. стала очевидной необходимость коренной реформы судебной системы в соответствии с общепринятыми принципами организации судопроизводства: всесословности, гласности, обеспечения права на защиту и т.п., что и было осуществлено в рамках общих либеральных реформ, проводимых Александром II. 

          20 ноября 1864 г. были обнародованы "Судебные уставы", которые по-новому организовывали судебную власть. В частности, в судебную систему вводились новые суды - мировые. Мировая юстиция представляла собой максимально приближенную к населению, обособленную замкнутую систему, построенную на началах выборности, всесословности, независимости и несменяемости судей в пределах выборного срока, гласности и состязательности. 

      Мировой судья был первой инстанцией для рассмотрения мелких уголовных (до 1 года лишения свободы) и гражданских (с ценой иска до 500 руб.) дел. 

       Участковый мировой судья избирался сроком на 3 года уездным земским собранием из числа граждан, достигших 25-летнего возраста, имевших высшее или среднее образование или стаж работы не менее 3 лет преимущественно по судебному ведомству, владеющих землей не менее 400 десятин, недвижимой собственностью, оцененной для взимания налога в 6 тыс.руб. в других городах. Списки кандидатов в мировые судьи составлялись местным предводителем дворянства и утверждались губернатором. Избранные мировые судьи утверждались Сенатом. 

       Право избрания на должность мировых судей было признано за выходцами из всех слоев населения. 

            Участковые мировые судьи получали содержание и не могли сочетать с этой должностью никакую другую государственную или общественную службу. 

             Одновременно с участковыми были учреждены должности почетных мировых судей, которые по просьбе сторон или ввиду отсутствия участковых мировых судей рассматривали подсудные им дела. Почетные мировые судьи избирались в том же порядке, что и участковые, но не получали денежного содержания и исполняли свои обязанности в случае необходимости.
 
    Кассационной и апелляционной инстанцией по отношению к единоличным мировым судьям был уездный съезд мировых судей, в который входили все мировые судьи определенного округа, в том числе и почетные мировые судьи. Съезд мировых судей избирал из своего состава председателя сроком на три года. В заседаниях съезда мировых судей участвовал помощник прокурора, который давал свои заключения по конкретным делам. 

            Благодаря мировой юстиции, существовавшей обособленно от общих судебных установлений, мелкие уголовные и гражданские дела не переходили до бесконечности из одной судебной инстанции в другую. 

          Цензовые требования для занятия должности мирового судьи - возраст не менее 25 лет, высшее или среднее образование или трехлетний стаж работы в таких должностях, где можно было приобрести практические навыки в производстве судебных дел, владение землей или другим недвижимым имуществом, а также требование "неопороченности" (не находиться под следствием или судом, не быть несостоятельным должником и т.п.) - обеспечивали надлежащий уровень судейского корпуса в низовом звене. 

             Достаточно простая процедура судебного разбирательства в мировом суде и специфика источников права, которыми должны руководствоваться мировые судьи, не требовали пребывания на этих должностях лиц с юридическим образованием. Во главу угла ставились личные качества мирового судьи, его авторитет и уважение в обществе. Ему вменялось в обязанность "просьбы принимать везде и во всякое время, а в необходимых случаях и разбирать дела на местах, где оные возникли". 

                В гражданском судопроизводстве мировому судье были подсудны: 
    1. иски по личным обязательствам и договорам, иски о недвижимости с ценой не свыше 500 руб.; 
    2. иски о вознаграждении за ущерб и убытки, когда размер их не превышал 500 руб. или же во время предъявления иска не мог быть положительно известен; 
    3. иски о личных обидах и оскорблениях; 
    4. иски о восстановлении нарушенного владения, когда со времени нарушения прошло не более 6 месяцев. 
 
              Основная задача мирового судьи заключалась в том, чтобы склонить стороны к примирению и принятию мирового соглашения. При невозможности достичь мирового соглашения мировой судья своей властью выносил решение или приговор по делу. 

      С целью сделать низовое звено судебной системы максимально доступным для широких масс законодатель предусмотрел упрощенный характер процедуры в мировом суде, где все формальности были сведены до минимума. В гражданском судопроизводстве обращение к мировому судье не требовало уплаты пошлин, употребления гербовой бумаги, решения записывались в установленную законом книгу. В уголовном - инициатива в возбуждении дела, вызове свидетелей, представлении доказательств принадлежала частному лицу, иногда это делалось полицией. Судья обязан был реагировать как на устные, так и на письменные жалобы. Протокол судебного заседания оформлялся в произвольной форме. Если дело оканчивалось вынесением приговора, то он заносился в протокол. Сторонам разрешалось приводить свидетелей и представлять доказательства в апелляционную инстанцию, которой являлся съезд мировых судей. Съезд либо утверждал состоявшееся решение или приговор мирового судьи, либо в пределах отзыва постановлял новое. При этом наказание обвиняемого не могло быть усилено без требования обвинителя. 

        Таким образом, мировой суд обеспечивал доступность, простоту, быстроту судопроизводства. Это был демократичный институт не только по способу формирования и характеру рассмотрения дел, но и по степени приближенности к населению. 

         Просуществовав в таком виде 25 лет, мировые судьи были упразднены. Закон от 12 июня 1889 г. сохранил их только в столицах и нескольких крупных городах. В остальных городах вместо выборных мировых судей были введены городские судьи, назначаемые и увольняемые министром юстиции. В уездах же судебная власть перешла к земским начальникам, являющимся одновременно чинами административного ведомства. 

     В 1912 г. был принят закон о преобразовании местного суда, уничтоживший судебную власть земских начальников, заменивший их, а равно и городских судей мировыми судьями, выбираемыми земскими собраниями, даже с некоторым расширением пределов их полномочий. Мировая юстиция возродилась, но не надолго. 

         Мировой суд был окончательно упразднен вместе со всей царской системой суда Декретом о суде от 24 ноября 1917 года. 

              И вот спустя 80 лет мировой суд возрождается.
 
           17 декабря 1998 г. принят Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации», которым в судебной системе страны возрожден институт мировых судей. 

      20 июня 2000 г. принят закон «О мировых судьях Удмуртской Республики». Ровно год спустя 20 июня 2001 года назначены первые мировые судьи в Удмуртской Республике. 

        Мировые судьи Удмуртской Республики являются судьями общей юрисдикции и входят в единую судебную систему Российской Федерации. 

          На сегодняшний день в республике вершит правосудие 81 мировой судья. 

        Порядок назначения на должность судьи и те требования, которые предъявляются к судьям, прописаны в Законе «О статусе судей в Российской Федерации». 

       Судьей может стать гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и достигший возраста 25 лет, имеющий определенный стаж работы по юридической специальности - не менее пяти лет. Кандидата на должность судьи проверяют на наличие судимости и привлечения к административной ответственности, а также его родственные связи. Необходимо сдать квалификационный экзамен, по итогам которого принимается решение о сдаче или не сдаче квалификационного экзамена на должность судьи, выставляются оценки. 

           Мировые судьи назначаются на должность Государственным Советом Удмуртской Республики по представлению Председателя Верховного Суда Удмуртской Республики, основанному на положительном заключении квалификационной коллегии судей. 

         Назначение на должность мирового судьи соответствующего судебного участка производится постановлением Государственного Совета Удмуртской Республики. 

        Мировой судья, впервые назначенный на должность судьи, приносит в торжественной обстановке на собрании судей перед Государственным флагом Российской Федерации и Государственным флагом Удмуртской Республики присягу следующего содержания: 

    "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг мирового судьи и моя совесть". 

      Мировой судья назначается сроком на три года. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе вновь выдвинуть свою кандидатуру на данную должность. 

         При повторном и последующих назначениях на должность мировой судья назначается сроком на пять лет. 

      Мировой судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, - со дня его назначения на должность мирового судьи. 

           Вопросы организационного обеспечения деятельности мировых судей осуществляет Управление по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики. 

          Мировые судьи рассматривают гражданские дела при цене иска до 50 тысяч рублей, о расторжении брака, при отсутствии спора о месте проживания детей, признании права собственности, о привлечении к административной ответственности по различным сферам правонарушений, а также уголовные дела небольшой тяжести, связанные с лишением свободы до 3 лет. 

          В соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в РФ», каждый судебный участок имеет официальную страницу в сети Интернет, где находится информация о мировом судье, о режиме работы суда, о подсудности дел, об опубликованных делах и иная справочная информация. 
 
       Судебными участками активно используется новшество, введенное с 2013 года – система СМС-извещений участников судопроизводства, которая намного облегчила работу сотрудников аппаратов мировых судей, решила проблему надлежащего уведомления участников судебных процессов, их своевременной явки в суд, а также значительно уменьшила затраты на судебные повестки. 

        Поступление в мировые суды дел остается стабильно высоким, поэтому можно уверенно говорить о высокой значимости мировой юстиции в системе правосудия, об эффективной и достойной работе мировых судей, о защите прав и свобод человека и гражданина. 

Дата изменения: 28.09.2017 16:04