Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта
Поиск

О реализации Закона Удмуртской Республики «О мировых судьях Удмуртской Республики» и иных задачах Управления по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики

О реализации Закона Удмуртской Республики  

«О мировых судьях Удмуртской Республики» и иных задачах

Управления по обеспечению деятельности мировых судей

Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики

 

Уважаемый Александр Александрович!

Уважаемые члены президиума и участники совещания!

Управление по обеспечению деятельности мировых судей Удмуртской Республики при Правительстве Удмуртской Республики (далее – Управление) является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области организации и обеспечения деятельности мировых судей Удмуртской Республики (далее - мировые судьи), обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной юридической помощью на территории Удмуртской Республики, а также осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридических консультаций, учреждаемых Адвокатской палатой Удмуртской Республики, организует работу муниципальных образований по вопросам организации и деятельности административных комиссий, составлению (изменению, дополнению) и ежегодной проверке списков кандидатов в присяжные заседатели для Верховного Суда Удмуртской Республики, Приволжского окружного военного суда и 3 окружного военного суда.
общего количества рассмотренных дел судами общей юрисдикции Удмуртской Республики мировыми судьями рассмотрено 82% из них: 54% - уголовных дел; 78 % - гражданских дел и 97 % - административных дел.
Большинство мировых судей и сотрудники их аппаратов размещены в комфортных помещениях, которые оборудованы, в том числе, с учетом требований безопасности. Все помещения судебных участков оснащены средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации, постами судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, организован  пропускной режим граждан в помещения судебных участков. На основании протокола заседания Антитеррористической комиссии под руководством Президента Удмуртской Республики выделены средства, за счет которых  приобретены и установлены стационарные металлодетекторы.
Проблема увеличения служебных площадей и улучшения условий размещения мировых судей  решается медленно в связи с ограниченным финансированием, но  все таки с 2010 года удалось сделать многое:
Фактически бесплатная юридическая помощь предоставляется с июня текущего года. За этот период в Адвокатскую палату Удмуртской Республики обратилось более 150 граждан.  

Развитие России на современном этапе характеризуется повышенным вниманием общества к судебной системе, что отмечено в Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013-2020 годы», утвержденной 20 сентября 2012 года Правительством Российской Федерации.

Управление, обеспечивая деятельность единственных представителей судебной власти Удмуртской Республики - мировых судей, призвано способствовать укреплению независимости мировых судей, усилению авторитета и повышению эффективности их деятельности без вмешательства в осуществление правосудия.

За годы существования мировой юстиции республики данными представителями судебной власти проделана большая работа. Чтобы представить роль мировой юстиции в общем процессе судопроизводства отметим, за период с 2010 года по июль 2013 года от 

 С 2010 года мировыми судьями рассмотрено более 745 тыс.  дел  и материалов, средняя нагрузка по рассмотрению дел на одного мирового судью в текущем году составляет 223,7 дел в месяц, то есть не менее 10 дел каждый рабочий день. В Приволжском федеральном округе (далее – ПФО) Удмуртия занимает 6 место по общему уровню нагрузки мировых судей, при этом   по уголовным делам на 1-м месте, а по административным делам на 3-м месте.

При анализе служебной нагрузки следует отметить, что тенденция увеличения доли дел, рассматриваемых мировыми судьями, сохраняется на протяжении всего периода формирования этого правого института. Прежде всего, это связано со сложившейся экономической ситуацией, в связи с чем, начиная с 2009 года, на судебных участках существенно возросло количество гражданских дел, рассматриваемых по обращениям налоговых органов (о взыскании с граждан налогов и сборов), а также исковых заявлений о взыскании задолженности по коммунальным платежам.

Суммы, присужденные к взысканию мировыми судьями за рассматриваемый период, свидетельствуют о том, что мировая юстиция является важным регулятором социально-экономических отношений:

- 562 млн. 909 тыс. рублей по искам о взыскании платы за коммунальные услуги (плата за жилую площадь, коммунальные платежи, тепло, электроэнергия);

- 102 млн. 862 тыс. рублей по искам о взыскании денежных сумм в Пенсионный фонд Российской Федерации;

- 468 млн. 400 тыс.  рублей по искам налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физических лиц;

- 128 млн. 738 тыс. рублей уплачено истцами при подаче исковых заявлений (государственная пошлина);

- 117 млн. 807 тыс. рублей присуждено к взысканию по решениям мировых судей штрафов и государственной пошлины.

Указанные выше показатели свидетельствуют не только о колоссальном труде мировых судей и сотрудников их аппаратов, но и об эффективности мировой юстиции в целом, направленной на защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории республики. Население республики в возрасте 18 лет и старше составляет 1 млн. 209 тыс. человек. Только за 2012 год более 300 тыс. жителей республики реализовали право на защиту своих интересов, участвуя в делах, рассмотренных мировыми судьями Удмуртской Республики, что составляет четверть правоспособного населения. 

При поддержке Президента и Правительства Удмуртской Республики Управление успешно выполняет поставленные задачи в сфере организации деятельности мировых судей. Все судебные участки обеспечены мебелью, компьютерной и иной оргтехникой, канцелярскими товарами и услугами связи, процессуальными бланками и расходными материалами.

         Принимаемые в республике меры позволили довести размер оплаты труда сотрудников судебных участков до уровня федеральных служащих районных судов, а также существенно повлияли на снижение уровня сменяемости кадров, что в свою очередь позволяет формировать стабильный, опытный и ответственный коллектив судебного участка.

По-прежнему актуальным остается вопрос о численности должностей «помощник мирового судьи». В настоящее время в Удмуртской Республике функционирует 81 судебный участок, и лишь на 16 из них введена должность «помощник мирового судьи», что составляет 20 % от потребности. На сегодняшний день  Президентом Удмуртской Республики принято решение об увеличении с января 2014 года указанных штатных единиц без изменения предельной численности Управления, таким образом, более 50 % мировых судей будут обеспечены помощниками. Данная проблема остается на контроле руководства республики и Управления, предполагается решать ее поэтапно до достижения уровня 100%.

         Важнейшим фактором обеспечения доступа к правосудию является создание необходимых условий для служебной деятельности мировых судей. Эта задача решается  Управлением на основе эффективного взаимодействия с Министерством имущественных отношений Удмуртской Республики, которое оказывает серьезную помощь в этом вопросе. В настоящее время 81 мировой судья размещены в 33 зданиях. Общая площадь помещений составляет 9698,81 кв.м., в среднем 119,7 на один судебный участок. Рекомендуемый норматив площадей для размещения одного судьи и его аппарата равен 245 кв.м., мировые судьи обеспечены служебными помещениями на 50%.


  Несмотря на это, стесненность в помещениях, занимаемых судебными участками, вносит проблемы в организацию судопроизводства, не позволяет обеспечить каждого мирового судью отдельным залом судебных заседаний, вспомогательными помещениями, как того рекомендуют нормативы, но работа в данном направлении за последние годы активизирована. На сегодняшний день для мировых судей имеется 35 залов судебных заседаний, но не все из них соответствуют предъявляемым требованиям (площадь менее установленного норматива 20,4 кв.м., отсутствие клетки для подсудимых). Кроме того, в большинстве зданий нет конвойных помещений, комнат для адвокатов, прокуроров и хранения вещественных доказательств, архивные помещения не вмещают весь объем рассмотренных  и подлежащих хранению дел.

- увеличены служебные помещения для судебных участков Завьяловского, Якшур-Бодьинского, Увинского  и Игринского районов, г. Можги и Можгинского района;

- мировые судьи Индустриального района г. Ижевска теперь размещены в пределах судебного района совместно с Индустриальным районным судом г. Ижевска в отремонтированных помещениях на 1, 2 и 3 этажах. Сейчас в распоряжении мировых судей просторные и светлые  кабинеты, два зала судебных заседаний, оборудованное стеллажами архивное помещение, площадь которого увеличена в 2 раза;

- проведены текущие ремонтные работы на судебных участках г. Воткинска,  Граховского, Дебесского, Завьяловского, Увинского, Сарапульского, Воткинского и Игринского районов, Индустриального и Первомайского районов г. Ижевска;

- осуществлен ремонт архивного помещения судебных участков Устиновского района г. Ижевска.

Крайне остро стоит вопрос  по размещению мировых судей  Вавожского (площадь 56,7 кв.м.), Красногорского (47,45 кв.м.) районов, мировые судьи судебных участков №№ 2, 3, 4 Первомайского района размещены на общей площади в 130,6 кв.м. (43 кв.м. на один судебный участок), а судебные участки Ленинского района расположены в здании, площадью 404,2 кв.м. (67 кв.м. на один судебный участок).

При участии Управления капитального строительства Правительства Удмуртской Республики осуществлён капитальный ремонт помещений, в которых  расположены судебные участки г. Сарапула и Сарапульского района, а также г. Глазова и Глазовского района. Денежных средств, выделенных в 2012 году на капитальный ремонт 2-х зданий,  оказалось недостаточно, в г. Сарапуле при проведении ремонтных работ выявлено аварийное состояние перекрытий (между подвалом и 1 этажом).

В настоящее время мировые судьи и сотрудники судебных участков осуществляют служебную деятельность в указанном здании. Проведено предварительное обследование строительных конструкций, по результатам которого вынесено заключение  о недопустимом  техническом состоянии конструкций, требующих немедленной замены. Для производства дополнительных работ (восстановление пола 1 этажа, устройства дренажа и завершение капитального ремонта) необходимы дополнительные средства в размере 5 706 тыс. рублей.    

Для завершения капитального ремонта помещения в г. Глазове необходимо провести полный ремонт (замену) силовой электроосветительной сети, систем отопления, водопровода, канализации, кровли здания, пола 1-го этажа. Требуется также утеплить фасад здания и осуществить  текущий ремонт в некоторых кабинетах. На весь перечень работ требуется около 13 млн.  рублей.

В рамках проводимой государственной политики информационной открытости органов власти для каждого судебного участка создан официальный сайт, на котором размещается актуальная информация о работе судьи, в том числе списки дел, назначенных к рассмотрению и обезличенные тексты судебных актов. Всего с 2010 года на сайтах мировых судей размещено более 168 тыс. судебных актов и составляет 87-93 % от числа судебных актов, подлежащих размещению, что является достаточно высоким показателем по ПФО. Показателем информационной открытости является также количество обращений граждан к информации, размещенной на сайтах судебных участков, с момента создания сайтов зафиксировано более 190 тыс. посещений.

Обеспечение максимальной открытости и прозрачности правосудия остается основным направлением дальнейшего развития всей судебной системы, положительно влияет на формирование доверия к судебной системе и служит  антикоррупционным фактором.

С учетом внедрения современных информационных технологий непрерывно проводится настройка и обновление программного обеспечения автоматизированных рабочих мест сотрудников судебных участков, применяются меры по обеспечению информационной безопасности. За последние 3 года значительно улучшились показатели обеспеченности мировых судей оргтехникой благодаря мероприятиям, проводимым в республике в рамках реализации республиканской целевой программы «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)». Обеспеченность  компьютерами составляет 100 %, но вопрос о замене оргтехники по-прежнему остается актуальным по причине наличия старой техники, которая не позволяет в полном объеме использовать необходимые для работы программные продукты. На судебных участках внедрена система электронного судебного делопроизводства АМИРС. 

С 01 апреля 2013 года мировая юстиция Удмуртской Республики использует  СМС-извещения участников судопроизводства. Статистика показывает, что данной услугой активно пользуются 80% судебных участков республики. За период с апреля по сентябрь текущего года  судебными участками всего отправлено 3060 СМС-извещений. С внедрением данного сервиса оптимизировалась работа сотрудников судебных участков, ускорился процесс осуществления правосудия, а также очевидна значительная экономия.

         Хочется отметить, что роль мировой юстиции в Российской Федерации велика, и от качества ее работы у большинства граждан складывается впечатление не только обо всей судебной системе, но и о государственной власти в целом.

         Создание условий для реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, формирование и развитие государственной системы бесплатной юридической помощи, содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства, а также создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышения уровня социальной защищенности, обеспечение их доступа к правосудию явилось целью издания Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о бесплатной юридической помощи).

Законом Удмуртской Республики «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике» (далее – Закон о бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике), принятым 17 декабря 2012 года, были урегулированы отношения, связанные с оказанием бесплатной юридической помощи гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Удмуртской Республики.

Управление определено органом исполнительной власти Удмуртской Республики, уполномоченным осуществлять функции по обеспечению граждан бесплатной юридической помощью на территории Удмуртской Республики.  

В целях реализации Закона о бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике Управлением разработан проект постановления Правительства Удмуртской Республики «О  мерах по реализации Закона Удмуртской Республики «Об оказании бесплатной юридической помощи в Удмуртской Республике», принятый постановлением Правительства УР 20 мая 2013 года № 206, которым утверждены:

Перечень исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, входящих в государственную систему бесплатной юридической помощи на территории Удмуртской Республики;

  Порядок принятия решений об оказании в экстренных случаях бесплатной юридической помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

 Порядок предоставления субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсацию их расходов на оказание такой помощи;

 Порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи;

 Порядок возмещения адвокату расходов, связанных с направлением адвоката в командировку для оказания гражданам бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.

В рамках реализации полномочий Управления, как уполномоченного органа в области оказания бесплатной юридической помощи, разработаны и заключены  с Адвокатской палатой Удмуртской Республики соглашения об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи  и  о предоставлении субсидии на оплату труда адвокатов, оказывающих гражданам  бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсацию их расходов на оказание такой помощи.

Принимаются меры по правовому просвещению граждан республики по вопросам оказания бесплатной юридической помощи. Соответствующая информация, а также списки адвокатов, участвующих в государственной системе бесплатной юридической помощи и графики приема граждан адвокатами  размещены на информационном стенде, официальном сайте Управления и Адвокатской Палаты Удмуртской Республики и в печатных изданиях. Кроме того, эта информация направлена участникам государственной системы бесплатной юридической помощи и в муниципальные образования для размещения в общедоступных местах. В настоящее время готовится  социальная реклама, которую планируется разместить в республиканских СМИ.


Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности юридической консультации, в том числе предоставление юридической консультации помещения, организационно-технических средств, осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики, в соответствии с Законом Удмуртской Республики «Об учреждении юридических консультаций в Удмуртской Республике».  В период с 2010 по 2012 г.г. на данные цели израсходовано более 2 303 тыс. рублей. 

 Управление также определено уполномоченным органом в сфере осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий по вопросам организации и деятельности административных комиссий.

Административные комиссии Удмуртской Республики рассматривают дела об административных правонарушениях, установленных исключительно республиканскими законами и в пределах полномочий, установленных этими законами. Таким образом, в настоящее время они разрешают дела об административных правонарушениях «регионального значения».

Статус административных комиссий   и  все  вопросы,   возникающие в процессе их деятельности, изложены в Законе Удмуртской Республики от 17 сентября 2007 № 53-РЗ «Об административных комиссиях в Удмуртской Республике» (далее – Закон об административных комиссиях). В соответствии с Законом об административных комиссиях, Управление оказывает не только всестороннюю помощь в реализации положений Закона об административных комиссиях, но и осуществляет текущий контроль, выдает обязательные предписания, и может приостановить действие муниципального акта по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Для осуществления отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления предоставляются соответствующие финансовые средства в виде субвенций. Органы местного самоуправления, помимо предоставления в уполномоченный орган отчетов об осуществлении отдельных государственных полномочий, также отчитываются перед Министерством финансов УР.

За 1 полугодие текущего года административными комиссиями рассмотрено более 5 тыс. административных дел,  привлечено к административной ответственности более 4,5 тыс. лиц, наложено штрафов на сумму более 6 736 тыс. рублей.

Институт присяжных заседателей, на современном этапе,- это важный инструмент построения в Российской Федерации гражданского общества на основе законности, гуманизма, равноправия и справедливости. Участие в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей граждан, включенных в списки кандидатов в присяжные заседатели, является их гражданским долгом, выполнение которого способствует укреплению гражданского правосознания, устранению правового нигилизма, развитию правовой системы государства в целом.

В целях реализации Федерального закона «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» (далее - Закон о присяжных заседателях), в соответствии с соглашениями, заключенными между Правительством Удмуртской Республики и Верховным судом Удмуртской Республики,  Приволжским окружным военным судом, а также 3 окружным военным судом, Управление определено уполномоченным органом Правительства Удмуртской Республики по реализации данных соглашений, и от его имени осуществляет права и обязанности, предусмотренные указанными соглашениями.

В соответствии с Законом о присяжных заседателях каждые четыре года осуществляется составление общего и запасного списков кандидатов в присяжные заседатели, которые утверждаются Президентом Удмуртской Республики.

Исходя из численности населения Удмуртской Республики, на период с 2009 по 2012 г.г. в Верховный суд Удмуртской Республики и Приволжский окружной военный суд было включено свыше 32000 кандидатов в присяжные заседатели для основного и запасного списков, на период с 2013 по 2016 г.г. - 28144 человека с учетом кандидатов в присяжные заседатели для 3 окружного военного суда. В 2012 году списки кандидатов в присяжные заседатели составлялись помимо Верховного суда Удмуртской Республики и Приволжского окружного суда, также для 3 окружного военного суда. На 2013-2016 г. г. для Верховного суда Удмуртской Республики составлены списки в количестве 25 000 кандидатов, для Приволжского окружного военного суда в количестве 1 644 кандидата и для 3 окружного военного суда - 1 500 кандидатов.

Участие граждан в судебном процессе в качестве присяжных заседателей позволяет придать отправлению правосудия независимость от государства и достигнуть повышения качества работы правоохранительных органов и обвинения. По данным Верховного суда УР с 2004 года 46 уголовных дел было рассмотрено с участием присяжных заседателей, в которых участвовало 733 жителя республики.

         Выполнение Управлением комплекса мероприятий организационного, кадрового и материально-технического характера приводит к созданию достойных условий для осуществления независимой и эффективной деятельности мировых судей. Реализация функций уполномоченного органа в сфере обеспечения граждан бесплатной юридической помощью и иных полномочий позволяет создавать условия для осуществления прав и свобод граждан. Все это результат плодотворного сотрудничества всех ветвей власти республики. За оказанное содействие в решении задач, стоящих перед Управлением, выражаю благодарность Президенту, Правительству и Государственному Совету Удмуртской Республики.

  

Благодарю за внимание.

Начальник Управления                                                                 А.Н. Марданшин


Госуслуги.Дом









К 20-летнему юбилею со дня создания мировой юстиции в Российской Федерации


Квест по цифровой грамотности


Вакансии города
Бюджет для граждан Бюджет для граждан Виртуальная приемная Интернет-приемная
  • Часто задаваемые вопросы
  • Контакты Управления